John Legend: воплощенные мечты
Назовите это судьбой или же призванием, но некоторые люди рождены для того, чтобы петь и писать музыку. Если спросить любую из легенд музыкального бизнеса, то есть большая вероятность получить ответ о том, что музыка является одним из самых естественных артистических выражений. Последней «легендой» музыкального мира стал John Legend, таланты которого начали проявляться уже в пяти - шестилетнем возрасте.
«Я имел обыкновение наблюдать по телевидению за Майклом Джексоном и полагал, что мог бы делать то же, что и он». Насколько он помнит сегодня, музыка всегда была центральной темой в жизни Джона (настоящее имя John Stephens), талантливого певца и композитора, музыканта, аранжировщика и продюсера, воплотившего в реальности свои детские мечты и амбиции.
Начиная с «Get Lifted» - его дебютного альбома, выпущенного на лейбле Columbia Records, Legend демонстрирует редкую способность сопоставлять чувственность вибраций классической школы соула с острыми ароматами хип-хопа 21-столетия. В то время как романтические темы традиционного R&B проникали все глубже, в альбоме «Get Lifted» также нашлось место чувственности достойной Marvin Gaye, искренности Stevie Wonder, сливающихся с прямотой Snoop Dogg и остроумием Kanye West. И все же, John Legend уникальный артист, одаренный исключительным талантом и удивительной проницательностью.
Взять хотя бы «Ordinary People» - один из треков Джона, который был записан летом 2004 года при содействии эксклюзивного продюсера, хитмейкера Kanye West, выступившего также в роли соавтора нескольких треков на дебютном альбоме молодого исполнителя. Записанная певцом в сопровождении фортепиано, эта песня, по словам ее создателя, отражает реальные события жизни. Она о любви, не той, которую описывают в сказках, но происходящей между двумя людьми.
Композиция «Used To Love U» – первая совместная работа продюсера Kanye West с исполнителем, и, по его словам, «“качает» в ритмах хип-хопа с легким латинским ароматом, проникновенной мелодией и вокальной договоренностью -это прохладный коктейль из сплава различных музыкальных влияний. Трек был записан при поддержке одного из участников Black Eyed Peas на духовых и ударных инструментах, таким образом, работа также пропиталась их ароматами.
С продюсерской поддержкой Веста, давнего музыкального партнера Dave Tozer и Devo Harris, а также Will.I.Am из группы Black Eyed Peas, альбом «Get Lifted» получился вполне гармоничным.
Среди особых заслуг последних нескольких лет, включая совместное сотрудничество с Alicia Keys, Janet Jackson, Talib Kweli, Jay-Z, Britney Spears, Eve, Common, the Black Eyed Peas и, конечно, Kanye West, Джон особенно гордится своей работой «Everything Is Everything» – треком, вошедшим в студийный мульти-платиновой альбом «The Miseducation» R&B примадонны Lauryn Hill. «Я вошел в студии, где Lauryn работала над этой записью, спел для нее несколько фрагментов, а завершил игрой на фортепиано. Я все еще горжусь тем, что это была одна из первых главных записей, которую мы сделали вместе».
Считая Lauryn Hill и Stevie Wonder, Aretha Franklin, Curtis Mayfield, Al Green и The O'Jays среди первых артистов оказавших на него влияние, наряду с некоторыми госпел звездами, вдохновленный John Legend начинает создавать свой собственный стиль. Этот процесс становления можно засечь в таких треках, как «She Don't Have To Know» и «#1» – парой песен, которые имеют дело со старой R&B-школой. Помимо того, исполнитель довольно часто ссылается в своих песнях на переезды из Спрингфилда (шт. Огайо) в Филадельфию, где он продолжил учебу, а также признается в любви к своей семье.
Семейные корни также очень важны для Джона, и он частенько вспоминает о том, как прошли его годы юности: «Дома было фортепиано, что позволило мне постепенно овладеть нотной грамотой и научиться играть. К тому времени мне было восемь или девять, и я уже играл в местной церкви. Моя бабушка познакомила меня со многими песнями в стиле госпел, и между уроками классической музыки и пением в хоре, я развивал свое восприятие в этом направлении.
Я всегда с восторгом принимал то чувство, с которым люди реагировали на мое пение или игру, таким образом, я уже записывал свои первые песни в средней школе. Я был честолюбив и любил выступать на публику».
Обращенный в то время по большей части к музыке госпел, в раннем возрасте Джон также прислушивался к радио, находя интересным творчество Jodeci, Boyz II Men, LL Cool J и MC Hammer. С его очевидными музыкальными способностями, Джон обращался в различные колледжи, желая получить достойное образование, хотел учиться в университете штата Пенсильвания, специализируюсь на английском языке.
Между учебой и работой, получая деньги на карманные расходы, Legend фактически каждый свободный час проводил над созданием музыки, делая записи компакт-дисков в своей университетской акапелла группе, выполняя соло на конкурсах талантов и открывая вечера в местной церкви. Только за несколько месяцев до выпуска дебютного альбома, Legend завершил свою деятельность музыканта и руководителя хора в сектантской молебне A.M.E. при церкви Philly.
Находясь в Филадельфии в последние годы 90-х, судьба свела Джона с новыми артистами, такими как Jill Scott и The Roots, принадлежащими к расцвету музыкального движения «нео-соул». Преданный своему первому ремеслу, певец продолжал выступать в церкви, а в 2000 году существенно расширил круг своей аудитории, разъезжая с концертами по Нью-Йорку, Бостону и Вашингтону.
Его студийная работа, зачастую выполненная в сотрудничестве с коллегой и другом по колледжу Dave Tozer, должна была положить начало серьезной деятельности. “ Я действительно никогда так не волновался, потому что было много “побед”, плюс реальные люди, зрители любили меня. Надо иметь много стойкости, чтобы продолжать двигаться дальше”.
Терпение Джона вскоре себя оправдало: через своего соседа по комнате и партнера Devo Harris, он познакомился с Kanye West, который на тот момент уже выступал продюсером у Jay-Z и Scarface, а также продвигал собственные проекты (альбом «The College Dropout»).
«Я впервые встретился с Kenye после того, как он приехал после одного из моих выступлений», - напоминает Legend. – «Нам потребовалось какое-то время для того, чтобы начать работать вместе. В начале он предложил мне написать несколько песен, которые, в конечном счете, вошли в пластинку «College Dropout». После того он предложил мне несколько аранжировок для записи собственного демо. Приблизительно полтора часа спустя я вернулся с готовой песней под названием «Do What I Gotta Do», основанной на семплах трека Ариты Франклин «Til You Come Back To Me». Кени проиграл эту песню для своих друзей - она им понравилась; так мы начали сотрудничать все больше».
К финалу 2002 года Джон стал работать с Кени намного чаще, приложив свои вокальные и композиторские таланты к двум треках альбома College Dropout, добавляя еще больше значимых пунктов к своему полнеющему резюме. В 2003 году Джон продемонстрировал свое вокальное мастерство в композиции «You Don't Know My Name» – лидирующем хит-сингле мульти-платинового альбома «Diary Of Alicia Keys», а также выступил соавтором и исполнителем ремикса «If I Ain't Got You» на том же альбоме при участии Kanye West. Сотрудничество Джона и Кени также отразилось в написании треков «Encore» и «Lucifer» с альбома именитого продюсера Jay-Z «The Black Album». Помимо того, певец исполнил вокальные партии и выступил соавтором трека «The Boogie That B» на альбоме the Black Eyed Peas' «Elephunk».
Свои яркие таланты Джон умудрился проявить в качестве гостя во множестве музыкальных проектов, записанных в 2003 и 2004 году: он играл на клавишных в композиции «Overnight Celebrity» (из альбома Twista «Kamikaze»); спел и сыграл на видео для Dilated Peoples' «This Way»; стал соавтором трека Janet Jackson «I Want You»; полностью выполнил композицию «I Try» – хит-сингл с участием Mary J. Blige из альбома Talib Kweli «Beautiful Struggle», в котором он также работал над вокалами и фортепианными партиями трека «Around My Way».
В дополнении к вокалу на сингле Slum Village «Selfish», John принимал участие в сессионных записях Eve, Common и Britney Spears, попутно выступая в клубах, и выпустил независимо две сольные концертные пластинки: «Vol. 1: Live at The Knitting Factory» и «Live At SOB's».
В конце 2003 года, Kanye West подписал контракт с молодым исполнителем, как первым артистом его собственной компании KonMan Entertainment, а вскоре пошел на сделку со студией Columbia Records. После подписания соглашения о сотрудничестве, Джон решил отсортировать те песни, которые он записал за последние годы. В итоге, отобрав 40 мелодий находящихся в «переменных стадиях развития», работал в паре с Кени приблизительно над дюжиной из них в целях создания альбома. «Я уверен в том, что эта запись задаст тон происходящего в моей творческой карьере», -предсказывает исполнитель. – «Первая песня 'Used To Love U' является тем, что покупающая альбом публика связывает со мной. Эта работа может передать то, чем я известен». В октябре 2006 года вышла в свет вторая пластинка музыканта под названием «Once Again»; альбом получил платину и разошелся тиражом в полтора миллиона копий по всему миру.
В ответ на просьбу описать свой стиль, Джон сказал так: «Это очень проникновенная, внедренная в госпел, но с ритмами хип-хопа и уникальной остроумной лирикой, более мажорная, более позитивная музыка». Его стиль хорошо характеризует выше упомянутый трек «Do What I Gotta Do» (включая Kanye West). Это хип-хоп с ароматом госпела с присутствующим хором. Подражая мастерству «благородного гения» Curtis Mayfield, John предлагает красивую и нежную композицию «Stay With You» – еще один прекрасный пример выражение его собственных идей, которые возвращают нас к другому периоду его жизни.
«Мне первоначально дал прозвище «Legend» мой старый друг из Чикаго, потому что считал, что я был похож на артиста старой музыкальной школы (old school)», - признается Джон. – «По началу я думал, что довольно забавно иметь такое имя, но вскоре все больше знакомых стало называть меня именно так, опуская мою настоящую фамилию. В конечном счете, прозвище закрепилось за мной окончательно, и я стал подумывать о том, чтобы взять его за основу своего творческого псевдонима. Я знал, что это может звучать довольно самонадеянно, но полагал, что так мне будет проще расположить к себе публику. И как только я завладею ее вниманием, заставлю влюбиться в свою музыку». Будучи Леджентом, я ощущал некоторое давление на самого себя, но я пытаюсь соответствовать своему имени и надеюсь, что моя музыка тоже будет тому соответствовать».
Евгений Бодров